ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ: ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Проектирование зданий, прежде всего, основывается на нормативных требованиях. Современные школьные здания во многом отличают от привычных школ, построенных в XX веке. Эти изменения отражены в нормативных документах, применяемых при проектировании в настоящее время. Анализ современных требований по проектированию и документов XX века позволил выявить особенности строительства зданий школ в России в разные периоды, начиная с 1930-х годов до нашего времени.
Проблеме строительства новых современных школьных зданий уделяется большое внимание во всем мире. В России 23 октября 2015 года утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». Программа будет реализована в период с 2016 по 2025 годы и предусматривает также строительство новых современных школ.

Главной целью образования, в том числе и школьного, должно являться не только изучение достижений прошлого, но и освоение технологий, способов, тенденций, направленных на будущее.

Для этого необходима современная и многофункциональная школьная инфраструктура, которая поможет обучающимся развиваться в разных направлениях. И в школьных зданиях отчетливо просматриваются все изменения нормативных требований к школьным зданиям. Поэтому планировочные решения школ должны быть очень ответственно подготовлены.

Анализ изменения нормативных требований показал несоответствие функционирующих школьных зданий, построенных в XX веке, современным стандартам.

В процессе сравнения нами рассмотрены следующие нормативные документы:

СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.

СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения

Интерес для рассмотрения представляло изменение объемно-планировочных решений школьных зданий, изменение состава и габаритных размеров основных и вспомогательных помещений.

Стоит отметить, что основным критерием при массовом строительстве школ в нашей стране, реализованном в 30-е и 50-е годы XX века, являлось экономичность школьного здания, что приводило к намеренному занижению площадей помещений и габаритов зданий в целом.

Строительство, в основном, велось по типовым проектам, которые разрабатывались архитекторами в Москве и других городах СССР. Один из таких проектов предложили в 1939 году архитекторы Л. А. Степанова и Я. Л. Эстрин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *